Избирательная кампания во Франции закончилась также скандально, как и начиналась. В Ле Пен на этой неделе летели яйца и упреки сограждан — в коллективных письмах и с парижских трибун. Штабы Макрона атаковали хакеры и радикалы в масках.
После агрессивных теледебатов между кандидатами почти четверть избирателей решили отказаться голосовать вообще. Но для "Нацфронта" сам факт участия в этом эфире — уже успех. Когда 15 лет назад отец Марин Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур, Жак Ширак отказался садиться с ним за один стол для дебатов. Макрон такой вариант даже не рассматривал. За 6 лет лидерства Марин Ле Пен сумела превратить почти нерукопожатную партию в реальную силу с привлекательной программой. Еврофилу Макрону пришлось даже заговорить о реформе ЕС во имя сохранения Франции. Из-за Атлантики его тут же поддержал экс-президент США. Французы уже рисуют образ будущего лидера — европейский Обама или подмастерье Ангелы Меркель?
Последние дни Париж взбудоражен. На площади Республики, которая призвана напоминать о демократических завоеваниях Франции, очередная атака на одного из кандидатов.
— Спасибо, что вы здесь, чтобы выразить свое несогласие с "Национальным фронтом"!
— Для всех нас это был шок. Мы здесь, чтобы выразить солидарность со всеми, независимо от происхождения и цвета кожи. Без всякий колебаний голосуйте против Ле Пен.
Политические речи сменяются музыкальными номерами. Здесь уже танцуют, гремит музыка, концерт продолжается шесть часов подряд. Но это в первую очередь политическое мероприятие. Все, чтобы не допустить победы Марин Ле Пен.
Среди собиравшихся есть и те, кто откровенно ненавидит Ле Пен.
— Мы снимали митинги Ле Пен по всей Франции. И, честно говоря, многие, особенно на юге, ее действительно поддерживают.
— Да, это так. Там много безработных, люди боятся новых терактов, да просто переживают за будущее детей. Но то, что она предлагает, например, выход из Европы — безумие, катастрофа.
Продавщица кебабов старается держаться от политики подальше.
— Вы здесь потому что против Ле Пен, верно?
— Нет! Я вообще не выступаю против кого-либо. Я здесь работаю и только.
Искрит в Париже и на площади Бастилии. Молодежь расшумелась: мол, страна выбрала не тех. Полиция готова к активным действиям. Молодежь блокирует проезжую часть. Во Франции хорошо знают последствия студенческих протестов, хорошо помнят 68-й год, поэтому такая разочарованность — вызов для Пятой республики, для ее устойчивости. И как далеко могут зайти события, предсказать никто не берется.
Жозефин, парижанка с русскими корнями, не хочет голосовать, выбирая меньшее из двух зол: "Я ни за кого. За Макрона, но он не лучший".
Изначально акция была против обоих кандидатов, но и здесь вскоре противники Ле Пен берут верх. Сама Марин Ле Пен едва ли не каждый день подвергается нападкам. В Бретани ее пытались закидать яйцами, охрана вовремя заметила — обошлось без последствий и, кажется, даже настроение Ле Пен не испортили. В Реймсе Ле Пен приехала в знаменитый собор, но предвыборные кадры испорчены — мэр города заранее выложил в Интернет маршрут кандидата и прямо у храма — очередной протест. Ле Пен выводят через боковую дверь, она спешно садится в машину.
Кампания Макрона — совсем иное дело. К хору голосов в поддержку Макрона присоединились и канцлер Меркель, и даже экс-президент США Барак Обама.
За день до выборов очередной скандал — штаб Макрона сообщает о хакерской атаке. Похищены тысячи писем и фотографий, но вроде бы ничего секретного, но французская пресса тут же получила рекомендацию похищенные данные не публиковать. Кроме того, Макрон обратился в прокуратуру с жалобой на то, что его оклеветала соперница: Ле Пен во время дебатов заявила о том, что ее конкурент якобы хранит деньги в офшорах. Два с половиной часа политического бокса стали кульминацией предвыборной кампании.
"Французский народ смог увидеть истинного Макрона, — заявила Марин Ле Пен — Доброта уступила место сплетням. Улыбка сменилась на усмешку. Золотой мальчик системы и элит. Маска сорвана с него, и это хорошо".
"Вы показали нам, что вы не кандидат с чувством такта, желающий демократических дебатов. Другого я от вас и не ждал. Вы несете в себе дух поражения, а я — дух французской победы", — ответил Макрон.
Перейдя на личности, гости студии сразу почувствовали себя в ней хозяевами. Ведущие кажется оторопели от такого накала борьбы.
— Моя цель — создать сильную политическую Европу, в которой мы будем защищать интересы Франции, — заявил Макрон.
— Реальность заключается в том, что вы отправились повидаться с Меркель, заручиться ее благословением, — парировала Ле Пен. — Потому что вы не можете и подумать, чтобы делать что-то без разрешения Меркель.
— Конечно же, я хочу, чтобы Франция сражалась на одной стороне с Германией, госпожа Ле Пен.
— Я скажу вам, что произойдет. Францией в любом случае будет управлять женщина. Или я, или госпожа Меркель.
И с каждой минутой в студии все жарче.
— Просто прекратите это! Прекратите развешивать эти ваши идиотские клише! – возмущен Макрон. — К счастью, у наших стран есть мудрые руководители.
— Успокойтесь, дайте мне закончить.
— Я абсолютно спокоен. Вы перебиваете меня!
— Но ведь я сейчас говорю.
Своего рода вопрос-маркер — как будущий президент собирается выстраивать отношения с коллегами? В частности, с Путиным.
"Что касается господина Путина, он сейчас участвует в ряде переговоров по вопросу о конфликтах на Украине и в Сирии. Его участие необходимо для разрешения кризисов. Но я в любом случае не подчинюсь диктату господина Путина. И в этом большая разница между мной и госпожой Ле Пен, которая абсолютно покорна Путину и России", — заявил Макрон.
"Я считаю, мы должны быть на равноудаленной дистанции как от России, так и от США. У нас нет никаких оснований вести холодную войну против России, и у нас есть все основания укреплять отношения с Россией, потому что это великое государство, и потому что Россия не проявляет никакой враждебности по отношению к Франции", — высказалась Ле Пен.
Следя за предвыборной гонкой, путаются не только простые французы, но даже известные политики. Вот мэр Лиона случайно оговорился в эфире: "Если кто и любит ее язык, например, так это Мануэль Ле Пен".
И хотя французская пресса и политические элиты к возможной победе кандидата от "Национального фронта" относятся скептически, сама Марин Ле Пен проигравшей себя не считает.
Теледебаты настолько захватили страну, что даже стали темой театральной постановки. Правда речь идет не об этом предвыборном споре, а о дебатах 1988 года между Франсуа Миттераном и Жаком Шираком. Тогда во второй тур вышли оба политических противника: и действующий президент-социалист Миттеран, и премьер-министр, голлист Ширак, которого глава государства был вынужден поставить у руля правительства после убедительной победы правых на парламентских выборах. На дебатах в 88-м Миттеран пытался показать свое превосходство, называя соперника премьер-министром и явно выводя Ширака из себя:
— Мы с вами два равных кандидата. Позвольте мне называть вас господином Миттераном.
— Вы совершено правы, господин премьер-министр.
Тонкая ирония, уважение, особая стать французских президентов, политическая культура Франции, — весь мир считал Пятую республику её законодателем. Многим французам спектакль несомненно напомнил о той эпохе, которая выглядит столь далекой и столь непохожей на нынешний предвыборный водевиль.
Кого бы ни выбрала Франция, уже ясно: завершившаяся гонка стала для Пятой республики настоящим испытанием и разочарованием. Страна по сути расколота. Миллионы людей, если и приняли решение, то в последний момент. И итоги выборов — лишь кредит доверия, который новому президенту предстоит подтвердить на июньских парламентских выборах.
Источник: www.vesti.ru